Приветствую Вас Гость | RSS

 

Картинка 72 из 3196

 

 

 

СПЕКТАКЛИ        АФИША            

История театрального особняка

Дом номер 23 украшает Тверской бульвар очень давно. Самые ранние сведения об этом здании относятся ко времени Екатерины II, к 1779 году, когда тайный советник князь И. А. Вяземский продал двор с домом в приходе церкви Иоанна Богослова за 3300 золотых рублей бригадирше А. С. Дмитриевой-Мамоновой. В описании особняк тогда уже был назван «каменными старыми палатами». Его протяженность по фасаду была значительно короче, чем сейчас. Дом в разное время многократно перестраивали и расширяли по заказу его владельцев: генерала-майора И. Ф. Дмитриева-Мамонова, затем полковника П. А. Кологривова, позднее представителей старинного рода Вырубовых.  В середине XIX фасад переделали в модном эклектическом стиле. Дворянская слава особняка к этому времени уже померкла.

В начале XX столетия дом купил действительный статский советник Портнов, первый этаж он сдавал клубу циклистов (так тогда называли велосипедистов) и музыкально-драматическому кружку, второй этаж — частной гимназии. В 1911 году дом приобрели братья Паршины, которые, по одним источникам, стали сдавать его под квартиры, а по другим, поместили в нем бухгалтерские курсы и воинское присутствие. 

В 1914 году молодой режиссер А. Я. Таиров искал для своего театра помещение. Вот как об этом вспоминала актриса Алиса Коонен: «…Мое внимание еще раньше привлекал здесь один особняк с красивой дверью из черного дерева. Дом казался пустынным и таинственным. По вечерам в окнах не было света. Таиров оглядел особняк и согласился, что в нем „что-то есть“». А вот слова самого режиссера: «Четыре зала, идущие анфиладой, не годятся, чтобы сделать театр… Ломать их грешно. Но есть возможность пристроить к ним небольшой зрительный зал и сцену. Само здание просто создано для театра». В мае 1914 года начались другие строительные работы по проекту архитектора Н. Морозова – Паршины дали Таирову согласие на необходимые переделки.

12 декабря этого же года театр, названный Камерным, открылся спектаклем по драме древнеиндийского автора Калидасы «Сакунтала». Однако неожиданно возникли препятствия. Церковные власти возражали против того, что в непосредственной близости к Храму Иоанна Богослова будет находиться театр. С большим трудом дело было улажено. Дальнейшая история такова. В 1933году Храм Иоанна Богослова был закрыт. Разрушены купола и барабан. В помещении храма находились мастерские и общежитие Камерного театра, позднее мастерские Театра им. А.С.Пушкина. В 1970-х Театр Пушкина начал реставрационные работы. Были восстановлены купола, барабан, усилен фундамент и стены. Храм возвращен РПЦ в 1992. В 1995 здание освобождено от столярных мастерских. В 2006 году снесена стена Театра, вплотную примыкавшая к Храму Ионна Богослова. Сейчас территория Храма восстановлена в дореволюционных границах.

Вернемся к истории собственно здания Театра. 30-е годы вновь был поднят вопрос о реконструкции театрального здания. Оригинальный проект был предложен художником и архитектором Георгием Гольцем. Здание должно было соединять старое помещение Камерного театра с новым. В пристройке располагались зрительный зал на 900 мест, зрительские и сценические помещения, а старая часть преобразовывалась в школу-студию.  Объединяло их общее фойе-музей. А. Я. Таиров видел проект Гольца, однако вопрос о перестройке был отложен, а затем и вовсе сошел на нет. И все-таки в 30-е годы театр был немного изменен. Перестроили фасад, которому, по проекту архитекторов К. Мельникова и братьев Стенбергов, придали простой и скромный вид.

В 1949 году Камерный театр был закрыт за «эстетство и формализм». Театр реорганизовали, и с 1950 года он стал называться Московским драматическим театром им. А. С. Пушкина. По заказу Художественного руководителя театра имени Пушкина Василия Ванина здание театра, давно нуждавшееся в ремонте, перестроили во вкусе эпохи. В отделке появился пунцовый бархат и позолота, огромная хрустальная люстра и герб СССР над сценой. Зал и сцена стали выглядеть более традиционно.

Однако фасад Театра остался практически без изменений. Жилая часть здания – квартира знаменитой актрисы Камерного театра Алисы Георгиевны Коонен была соединена с театром общим коридором, но имела отдельный вход, находилась на втором этаже здания и выходила окнами на Большую Бронную. После смерти Алисы Георгиевны в 1974 году эта часть здания была присоединена к театру и радикально перестроена. На этом пространстве расположили Малый репетиционный зал и гримерные артистов. В конце семидесятых годов была закрыта оркестровая яма театра, ставшая частью сцены. В 1984 году после большой реставрационной работы, выполненной объединением «Союзреставрация» под руководством В. Антонова, была открыта для зрителей анфилада «Пушкинские залы».
Это те самые, сохранившиеся по сей день, «четыре зала», о которых упоминал А.Я. Таиров и которые наверняка еще «помнят» своих старых хозяев - Кологривововых и Вырубовых. Реставраторы восстановили оригинальную потолочную лепнину, мраморные стены, узор и резьбу. В одном из залов идут спектакли Театра Пушкина. В 2005 году в зрительном зале Основной сцены Театра поменяли кресла и обновили фойе первого этажа. В 2006 в обновленном фойе второго этажа, открылась экспозиция, охватывающая период истории Театра имени А.С. Пушкина со дня основания, с 1950 по 2000 годы. 2007 году в отремонтированном фойе третьего этажа открылось продолжение экспозиции, посвященной истории Театра с 2001 года

 

Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0