Человек живет, как трава растет… (духовные песнопения)
АНСАМБЛЬ ДМИТРИЯ ПОКРОВСКОГО
Премьера: 5 апреля 2007 г.
Человек живет — как трава растет?..
Эти напевы пришли к нам из глубокой старины. Подобно тихим лесным ручейкам, они светлы, чисты и наивны. Причудливым образом соединились в них разные пласты культуры: таинственное обаяние язычества, духовность христианства и мудрость простых деревенских людей. Эта музыка не растиражирована в дисках, почти не звучит в концертах, более того, она почти исчезла из народного обихода. У нее нет композиторов, а личности исполнителей и слушателей слились в ней воедино. Но те, кто создавал и исполнял эти произведения, были музыкантами и поэтами в самом высоком смысле. Особая поэтика духовных стихов и псалмов отразилась и в новейшей музыкальной культуре.
Музыка, которая прозвучит в концерте, адресована слушателям, способным выйти за пределы утвердившихся стереотипов исполнительства и готовым к восприятию непривычных звучаний и тонких смыслов.
Программа концерта посвящена огромному, необычайно интересному, живому и до конца ещё не изученному пласту традиционной музыкальной культуры — народной духовной музыке.
Духовные стихи (или народные песни на религиозные сюжеты) с их ярким образным строем, запоминающимся языком, пожалуй, наиболее полно раскрывают народное миропонимание и мироощущение, формировавшие национальное сознание.
Духовные стихи выражают философию христианства, воплощённую в народной, преимущественно крестьянской, среде. Корни духовного стиха лежат в двоеверии, в антитезе и единстве языческого мироощущения и христианской религии, породивших народное христианство.
Возникновение духовного стиха относится к 12 веку. Это время пробуждения национального самосознания, первых паломников, канонизации первых русских святых. В этих «старших» стихах рассказывается о мироустройстве, подвигах былинных героев и христианских святых. Они пронизаны эпически спокойным, светлым оптимизмом, жизнерадостным пафосом. В них — основы нравственных устоев и идеалов народа и его глубочайший патриотизм. В основу духовного стиха легли канонические библейские сюжеты, книжные повести, сказки и песенная культура. Эти стихи, распространяемые раньше изустно, в основном, каликами перехожими, обрастали новыми невероятными подробностями, описаниями, а деяния былинных богатырей, смешивались с легендами о первых святых, сказками и историческими событиями.
По мере развития духовный стих становится выразителем средневекового сознания и отражает веяния новых времён. Появляется необычайно поэтичная лирическая образность, эпическое повествование сменяется на субъективное, личностное, в основном, пессимистическое, покаянное. Человек задумывается о своей душе, о греховности и бренности земной жизни и страстей, о неизбежности грядущей страшной кары в загробном мире.
Именно в духовных стихах народ запечатлел своё, идущее из глубин коллективного духовного сознания понимание веры крещёной, которая так важна была для устройства и развития русской жизни на протяжении тысячелетия