НАХЛЕБНИК
Комедия в двух действиях
И. С. Тургенев.
В спектакле использована музыка
О. Козловского, М. Глинки, А. Даргомышского.
Костюмы к спектаклю выполнены в студии
Владислава Репина.
Продолжительность спектакля — 2 часа 30 минут
Театральный проект по пьесе И. С. Тургенева «Нахлебник» является авторской программой Международного Фонда гуманитарных исследований «Толерантность».
Генеральный спонсор театрального проекта «Нахлебник» —
Компания «Газпром нефть».
Премьера: 23 декабря 2003 г.
режиссер-постановщик | Иван Поповски |
художник-постановщик и художник по костюмам | Рустам Хамдамов |
дизайнер по костюмам | Владислав Репин |
декоратор | Виктория Кручинина |
художкник по свету | Владислав Фролов |
композитор | Олег Синкин |
администратор по костюмам | Гульнара Абдурахманова |
администратор по декорациям | Тамара Зылева |
Действующие лица и исполнители: | |
Елецкий Павел Николаевич, коллежский советник | Павел Кипнис |
Елецкая Ольга Пурожденная Корина, его жена етровна, | Елена Солодилина |
Кузовкин Василий Семенович, дворянин, проживающий на хлебах Елецких | Анатолий Солодилин |
Тропачев Флегонт Александрыч,сосед Елецких | Сергей Ганин |
Иванов Иван Кузьмич, другой сосед | Петр Ступин |
Карпачев, тоже сосед | Вячеслав Ковалев |
Маша, горничная | Ольга Ергина |
Петр, лакей | Дмитрий Королев |
Спектакль по пьесе И. С. Тургенева «Нахлебник»
23 декабря 2007, 19-00, Малая сцена Театра на Таганке
Режиссер-постановщик спектакля — Иван Поповски, воспитанник и режиссер Московского Театра-Мастерской Петра Фоменко, известен в Москве и странах Европы блестящими постановками драматических и оперных спектаклей: «Приключение» (М. Цветаева), «Отравленная туника» (Н. Гумилев), «Владимир III-й степени» (Н. Гоголь), «Носороги» (Э. Ионеску), «Балаганчик» (А. Блок) — в Театре-Мастерской Петра Фоменко.
Опера «Война и Мир» (Академический Большой Театр России), опера «Кармен» (Центр оперного пения Г. Вишневской).
Художником-постановщиком и художником по костюмам в этой работе выступил знаменитый кинорежиссер, художник, дизайнер Рустам Хамдамов, которому принадлежат классически знаменитые работы «В горах моё сердце» (1967), незавершенные «Нечаянные радости» (1974), «Анна Карамазофф» (1991), фильм-участник Венецианского кинофестиваля «Вокальные параллели» (2005), графические и живописные работы, широко известные в России и Европе.
В течение многих лет Рустам Хамдамов рисовал для Больших Домов Одежды Парижа и Милана, среди которых «Криция», Поллини", Монтана" и «Росси».
Работами Рустама Хамдамова восхищался великий Параджанов, о его творчестве Тонино Гуерра написал; «Эти знаки Рустама рождаются во сне и застывают на рассвете „новеченто“, но сразу же напоминают тебе о волшебном времени, которое, к сожалению, уходит все дальше от красоты».
Автором и продюсером театрального проекта «Нахлебник» является Международный Фонд Гуманитарных Исследований «ТОЛЕРАНТНОСТЬ», созданный в 2003 году при поддержке Президента РФ Путина В. В. и возглавляемый тремя сопрезидентами: профессор Джованни Бадзоли, президент банка «Интеза-Санпаоло» (Италия),
крон-принц Эль-Хасан бин-Талаль (Иордания), Виктор Черномырдин (Россия).
Фонд «Толерантность» занимается крупномасштабными культурными программами; по инициативе и при поддержке фонда в мае 2006 года в Санкт-Петербурге, в Юсуповском дворце, была проведена Международная конференция «Взаимодействие культур и цивилизаций: диалог или конфликт? Поиск стратегий согласия в третьем тысячелетии», в котором приняли участие ведущие представители общественно-политической мысли, выдающиеся деятели науки и культуры России и Европы. Фонд «Толерантность» принимает участие в знаменитом издательском проекте «Становление Европы» (в проекте участвуют 33 ведущих европейских автора в области литературы, истории, философии, социологии, психологии. Фонд занимается подготовкой серии книг русских авторов, начиная с Н. Бердяева; участвует в выставочных и театральных проектах. Театральный проект «Нахлебник» фонд по праву считает своей своеобразной «визитной карточкой», и предполагает весной 2008 года организовать спектаклю гастроли по крупнейшим городам Италии: Венеция, Рим, Флоренция. Как гласит история постановки пьесы «Нахлебник», роль Кузовкина в свое время сыграл знаменитый итальянский актер Томмазо Сальвини; фонд намерен показать российскую версию пьесы в качестве высокого образца русского психологического театра.
В спектакле «Нахлебник» на сцене, представляющей, по замыслу Хамдамова, старый кинопавильон, или фотоателье, выстроен один съемочный кадр: старинная русская усадьба. Поэзия российской усадьбы XIX века, тончайший аромат тургеневской поэтики, невероятно тонко и бережно воссоздан на сцене, в интерьерах и костюмах.
Под руководством Рустама Хамдамова декоратор Виктория Кручинина создала аутентичный мир русского аристократического дома, интерьеры и атмосфера которого с первых минут спектакля ностальгически окутан зрительский зал.
В свете старинной лампы, в вечерних интерьерах гостиной, в блеске парадного обеденного сервиза во время шумного усадебного застолья, во всех приметах русского аристократического быта создатели спектакля бережно пробуждают нашу генетическую память.
Что еще, быть может, более всего волнует в спектакле «Нахлебник»? Конечно же, человеческая тайна, спрятанная в сюжете тургеневской пьесы, которая, к слову сказать, обошла за последние 150 лет все ведущие европейские драматические сцены — Италии, Франции, Германии, Англии? Тайна человеческой судьбы, рождения, смерти, к которой в пьесе причастны двое: главная героиня — блестящая красавица из Петербурга, приехавшая после семилетней отлучки погостить в родную усадьбу, и старик-приживал, проживающий здесь с молодости «на хлебах», как говорили в те времена. Встреча этих двоих становится смысловым, сюжетным, энергетическим центром этой истории, сообщая ей высокое напряжение психологического триллера.
Тайна их встречи, ее разгадка создает колоссальное духовное притяжение для актеров, режиссеров и зрителей, действительно, уже на протяжении полутора столетий.
Тайна постановки «Нахлебник» Иваном Поповски и Рустамом Хамдамовым состоит еще и в том, что на две вышеупомянутые главные роли приглашены актер и актриса, которые и в реальной жизни — отец и дочь. Надо признать, что в драматическом искусстве, где все происходит «здесь и сейчас», этот человеческий фактор сыграл решающую роль.
Народный артист России Анатолий Солодилини Елена Солодилина сумели создать в спектакле высокое психологическое и духовное напряжение, которое и после спектакля долго не оставляет зрителя. По замыслу авторов этой театральной версии «Нахлебника» тайна так и не раскрывается до конца, и зрители покидают пространство спектакля с вопросом: «Так кто же они друг другу?», унося в душе аромат тургеневской пьесы и очарование актерской игры.
Несколько слов об актерах: на главную роль в пьесе — обедневшего дворянина, проживающего «на хлебах» в чужой усадьбе, Кузовкина Василия Семеновича, приглашен народный артист России Анатолий Солодилин, в театральной биографии которого такие вершинные роли мирового драматургического репертуара, как царь Федор Иоаннович («Царь Федор Иоаннович», А. К. Толстой), Ричард III («Ричард III», Шекспир), Иван Александрович Хлестаков («Ревизор», Н. В. Гоголь), Иван Петрович Войницкий («Дядя Ваня», А. П. Чехов), Павел Чичиков («Мертвые души», Н. В. Гоголь)?
Роль Ольги Петровны Кориной исполняет Елена Солодилина, выпускница театрального училища имени Б. В. Щукина, до спектакля «Нахлебник» сыграла главную женскую роль в другой тургеневской пьесе «Холостяк», с народным артистом России Николаем Исааковичем Пастуховым, в Театре Армии.
В спектакле заняты артисты московских театров:
Сергей Ганин (Театр «Школа драматического искусства»),Вячеслав Ковалев, Дмитрий Королев, Ольга Ергина (Московский Академический театр имени Вл. Маяковского),
Петр Ступин (Театр Армена Джигарханяна).
Музыканты — выпускники Московской Государственной Консерватории.
Премьера спектакля состоялась 4 ноября 2006 года на Малой сцене Московского Академического театра имени Вл. Маяковского.
Известный театральный критик Марина Зайонц в журнале «Итоги» 13 ноября 2006 года охарактеризовала этот спектакль как, «может быть, самый серьезный и значительный» в творческой биографии Ивана Поповски.