Приветствую Вас Гость | RSS

Ансамбль Д. Покровского. Лики любви русской деревни

(от частушки до романса)

Творческая мастерская Театра на Таганке.
Ансамбль Дмитрия Покровского представляет
.

«Я вам скажу один секрет — кого люблю, того здесь нет?»
(народный романс)

Необрядовая (не приуроченная к календарным праздникам или ритуалам) песня особенно любима в народе. От задорной частушки до жестокого романса, от проникновенной лирики до игровых и шуточных песен и хороводов- вот далеко не полная палитра жанров этой обширнейшей области музыкального фольклора?
Народная мудрость, воплощённая в народной лирической песне вобрала в себя все эмоции, все мельчайшие оттенки человеческих переживаний. Счастье и тоска, ревность и соперничество, разлука и ожидание встречи, страсть и охлаждение — всё живёт в ней. Здесь душа народа нашла, пожалуй, своё наиболее полное отражение. Здесь можно, не стесняясь, признаться в любви или рассказать о своём горе, подразнить соперника и пригрозить разлучнице, здесь можно прилюдно свою личную историю поведать от лица лирического героя и встретить коллективное сочувствие — поскольку каждое движение души поющих в лад людей созвучно их слушателям.
В лирических песнях идеализация, характерная для песенного отражения жизни вообще, достигла апогея: чувствования и переживания личности соотнесены с беспредельностью и величественностью внешнего мира. Эта идеализация создавала прекрасную, богато украшенную «вторую» действительность, парящую над серой реальностью. Любая девушка — «душа красна девица», любой парень — «раздобрый молодец», им противостоят абсолютные чёрные силы —«горе- злосчастье». В песенной жизни достигалась гармония состояний человека и мира — деревья, птицы, люди сочувствовали друг другу, переговаривались между собой, сама природа была насыщена всеми человеческими переживаниями. Позднее в лирическую народную песню вместе с романсом придёт большее самовыражение и психологизм, а далее — уже в частушке — начнётся отражение жизни в её настоящей реальности и подлинности.

«Романс» в словаре В. Даля обозначает песню, лирическое стихотворение для пения, с музыкой. Современное сознание вкладывает в это понятие несколько иной смысл. Но до того как романс стал называться романсом в привычном для нас понимании, он вобрал в себя характерные черты нескольких жанров. Наиболее ранней формой народной лирики были канты, своеобразный пласт поэтической музыкальной культуры, объединивший в своих интонациях русскую народную песню и церковную музыку. Позже, в середине 18в появляется «российская песня», где сентиментальные авторские любовные стихи соединялись с фольклорными образами, ритмами и напевами. Многие из этих произведений оказались настолько созвучны народному восприятию, что, попав в деревенскую среду, приживались, адаптировались, перепевались на свой лад и оставались жить в разнообразных вариантах. По необъяснимой избирательной прихоти причудливого народного сознания «народными» стали считаться многие стихотворения как известных и всеми любимых поэтов — Пушкина, Тютчева, Лермонтова, Батюшкова, так и малоизвестных, и, может быть, незаслуженно забытых, — Яковлева, Стромилова, Дервиза, Фадеева, Козлова, Цыганова, Дмитриева, Глинки? Правда, текст этих фольклорных романсов зачастую достаточно далёк от их литературного первоисточника — вдохновителя. Но любовь к ним слушателей и искренность исполнения только подчёркивают оправданность такого выбора.
Частушки(припевки) — рифмованные однострофные песенки, пропеваемые или выкрикиваемые на характерный, особый местный мотив. Идеальная действительность песенной лирики меняется, приобретая индивидуальную свободу и гибкость разговорной речи, раскрепощая эмоциональный мир человека. Впервые зафиксированные в 60-е гг 19в, своего всероссийского расцвета эти экспрессивные, динамичные, лаконичные, часто на ходу импровизируемые миниатюры достигли в веке 20-м? Любое сиюминутное переживание может быть тут же высказано в этой необычайно гибкой форме и этим самым приравнено к глобальным событиям, подтверждая значительность мелькнувшего мгновения жизни. Частушка умеет говорить о чувстве, не называя его. Это — предельно сжатая история судьбы, история жизни, история любви, история страны и поколения. 


Лирические песни, романсы, частушки одинаково волнуют всех и понятны любому. Не случайно эти песни так любимы в народе — секрет в характере их содержания, раскрывающего вечные темы: любовь, ревность, измена, разлука, гибель, раскаяние. 
В сердце человеческом неизъяснимым, парадоксальным образом сосуществуют глубокие чувства и сиюминутные увлечения, трагические предчувствия и безмятежная радость, счастье взаимности соседствует с горечью утраты, насмешка — с разочарованием, отчаянная решимость- с робостью и сомнением.
Всё это — ипостаси любви, её лица, её маски-личины, её идеальные и разнообразные лики — и все они воплощены в любовной народной лирике — от частушки до романса. Между этими гранями — огромное, бесконечное пространство и время любви.


«Кабы в поле не цветы,
Если б сердцу дали крылья,
Поле не алело бы,
Улетело бы оно,
Кабы, милая, не ты-
Улетело бы и село бы
Сердце не болело бы!
К милому на окно!»

«А я иду,иду — передо мной овёс,
Ах, не влюбляйтеся — в любови много слёз!»

«Забавочка красивая, свеча неугасимая!
Горела да растаяла, любила да оставила!»


«Нету яблоньки пониже —
Негде яблочка сорвать!
Нету милого поближе —
Не с кем слова мне сказать!»

(народные частушки)

Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0