Приветствую Вас Гость | RSS

«Иванов»


"Иванов"
Драма в 2-х действиях по произведению А. П. Чехова.

2 часа 45 минут


Постановка Н. Губенко.
Художник В. Арефьев.
В спектакле заняты: Е. Устюжанина, засл. арт. России М. Лебедев, засл. арт. России Л. Савченко, нар. арт. России З. Славина, засл. арт. России Т. Жукова-Киртбая, Е. Оболенская и др.

«Мы играем исключительно классику — в настоящее время современная драматургия недостаточно отражает всю сложность момента и то расслоение общества, которое грозит летальными исходами. В этом смысле “Иванов” — не просто продолжение любви к Антону Павловичу, а сложнейшая пореформенная пьеса. Она написана в конце века, но шлейф 1861 года сказывается на обществе и, в частности, на таких интеллигентах, как Иванов. И этот герой сегодня как никогда сродни тем просвещенным людям, которые находятся или накануне самоубийства, или уже, как академик Нечаев, ушли из жизни по собственной воле. Собственно, я брал пьесу, чтобы разобраться, что сейчас с нами происходит», — так объясняет Николай Губенко свой выбор пьесы, премьерой которой открылся пятый сезон театра «Содружество актеров Таганки».

«Иванов» — третье чеховское название в афише театра, после «Чайки» и «Мы попали в запандю». Премьера «Иванова» в театре «Содружество актеров Таганки» совпала с юбилеем этой чеховской пьесы, которой осенью 1997 года исполнилось 110 лет.

«Вообще эпиграфом пьесы может стать фраза Боркина: жизнь человеческая подобна цветку, пышно произрастающему в поле, — пришел козел, съел, и нет цветка, — продолжает постановщик спектакля, — Эта цитата боркинская, мне кажется, плоть от плоти чеховского стержня. Чехов при своей болезни понимал быстротечность жизни и как врач, философ и мыслитель весьма иронично относился к самому себе. Да и к окружающим.

Если артисты сработают хорошо, то зритель должен выходить от нас с горькой самоиронией по отношению ко всем своим совершенным подвигам.

Что касается близости тех или иных героев, то, конечно, мне дорог Иванов со своей глубиной чувств. Его душа трудится больше всех над вечными русскими вопросами. Его суть — это чувство вины. Есть такие люди, готовые взять на себя вину не только свою, но и других, рядом стоящих. И они очень полезны в обществе. Их мало, но именно в них, аккумуляторах общественной боли, духовная сила русского народа.

Человек, который приближается к природе в человеческих отношениях, в части добра, доброжелательности, приязни к окружающему, Иванов не видит встречного. И в результате получается, что совершенство природы, которое мы отражаем в спектакле с художником Владимиром Арефьевым — главным художником Театра Станиславского и Немировича-Данченко и Театра оперетты (он же вместе с Сергеем Соловьевым готовил постановку “Чайки”), подчеркивает несовершенство человеческих отношений».

«Художник Владимир Арефьев построил на сцене мир поэтичный и красивый. После укоренившейся традиции видеть безбытные спектакли по Чехову (мода современной сценографии) Арефьев как бы возродил забытые традиции старого Художественного театра. Старинный столик с лампой, выставленный прямо в густую траву, легкая сень кустов, кресла, много зелени, окружающей старый барский дом. Горечь, во всем сквозящая, оставляет ощущение чего-то прекрасного.

Для Губенко, как режиссера, самое важное, что Иванов — человек другого времени, не того, что показано в пьесе. Иванов и его приятель Лебедев вынуждены доживать в чужую для них эпоху. Рядом с уставшим Ивановым носятся мелкие людишки с проектами обогащения, говорят о векселях, процентах, банках…

На фоне этого мирка выделяется Иванов, “русский Гамлет”, только здесь по-настоящему сыграна трагедия бесчувствия, и именно это делает спектакль Николая Губенко значительным явлением сеодняшней театральной жизни.

Недоброжелатели режиссера ожидали от него политических аллюзий, зная его мировоззренческие позиции, но Губенко — прежде всего художник, талантливый человек. Ему было важно донести мысль о выпадении героя из среды, в которой он существует. Мир Иванова — это он сам, не удовлетворенный прежде всего самим собою».

В.Вульф



«Содружество актеров Таганки» поставило «Иванова» в подробно-психологическом ключе, выстраивая трагедию из тысячи деталей. Главная тема «Иванова», как решает ее режиссер Николай Губенко, — это непонимание между героем и окружающим его миром. Николай Иванов (артист Е. Карельских) потерял некую невидимую связь с другими людьми.

А рядом — щедрая чеховская роспись выразительно очерченных миниатюр. Сваха, в исполнении Зинаиды Славиной, колоритная и обстоятельная, почти как в пьесах Островского. Богатая и цветущая вдовушка Марфутка Бабакина, мечтающая о замужестве (Лидия Савченко). Обуреваемый тысячей завиральных проектов Боркин (Михаил Лебедев). Откровенно, простодушно жадная Зинаида Савишна, Сашина маменька (Алла Богина). Наконец, Шабельский (Лев Бутенин) и Лебедев (Владислав Пильников) — старики, беззащитные перед жизнью, как дети…

Все эти персонажи настолько ярки, что чуть ли не отодвигают в тень главных героев«.

Т. Семашко



“Как своеобразная кульминация несовместимости и непримиримости двух начал воспринимается финал спектакля. Чтобы еще сильнее оттенить трагедию человека, который предпочитает расстаться с жизнью нежели подчиниться ее пошлости, Губенко предваряет выстрел Иванова сценой, взятой из первого варианта пьесы: безумное торжество Боркина, сжавшего в своих объятиях богачку Бабакину. Вот уж оно, грядущее-то счастье полной чашей. Артист Михаил Лебедев, на протяжении всего спектакля ярко играющий бурную, бьющую через край энергию в поисках и предвкушении больших денег, достигает здесь апогея. И Лидия Савченко в роли Марфы Егоровны — достойный ему партнер.

Вообще вся та среда, которая не понимает да и не может понять ненормального (с ее точки зрения) Иванова, выглядит в спектакле весьма выразительно. И хорошо, что удалось избежать карикатурности — при всей остроте и броскости внешнего рисунка. Есть своя щемящая нота у Шабельского в прекрасном, сочном исполнении Льва Бутенина, и даже у Лебедева, в роли которого равно точны Владислав Пильников и Виктор Борцов. А вместе все эти Зинаида Савишна (артистка А. Богина), Авдотья Назаровна (Т. Киртбая и З. Славина), Косых (В. Погорельцев и А. Елизаветский) соединяются в смешной и жутковатый хор, от которого не по себе герою драмы и двум любящим его женщинам.

Они тоже, конечно, не вполне понимают его. Умирающая Анна Петровна (пронзительны в этой роли и Нина Красильникова, и Елизавета Устюжанина) ревнует. Юная Саша (артистка Елена Оболенская) зовет вдруг бежать в Америку. Можно ли вообразить предложение, более для него неподходящее?

Но основное непонимание исходит все-таки не от них, и состоит оно в том, что единственной движущей силой человека признается материальный интерес. Деньги! Ведь и любующийся своей прямолинейной честностью Львов (артист Д. Перов) в своих разоблачениях и обвинениях Иванова руководствуется именно этим, не допуская, что он — сложнее, гораздо сложнее. И благороднее в конце концов.

Как постановщик Губенко одержал безусловную победу, создав спектакль очень цельный. Изобразительно, музыкально, в актерском ансамбле. Цельный и актуальный по идее«.

В. Кожемяко

Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0