Приветствую Вас Гость | RSS

 
/Другой театр/.«Розенкранц и Гильденстерн мертвы»
Автор пьесы - Том Стоппард

Режиссер – Павел Сафонов

В ролях - Евгений Стычкин, Анатолий Белый, Григория Сиятвинда, Евгений Пронин и др.



Трагикомедия Стоппарда – парафраз шекспировского «Гамлета», вернее, «Гамлет», вывернутый наизнанку. Мы видим хрестоматийный сюжет глазами двух второстепенных персонажей – приятелей Гамлета по университету Розенкранца и Гильденстерна. Их позвали, чтобы они по-дружески выведали у Гамлета причину его меланхолии. Они выполняют это поручение, потом соглашаются следить за Гамлетом и незаметно для себя становятся шпионами, потом – тюремщиками Гамлета, а потом погибают в результате сложной интриги, в которой они – лишь случайные жертвы.

У Шекспира Розенкранц и Гильденстерн – предатели. У Стоппарда – несчастные люди, не понимающие, как они могли попасть в такой переплет, и не имеющие сил сопротивляться судьбе. Это два обычных, даже заурядных человека, – но только они выглядят нормальными людьми, все остальные персонажи шекспировской трагедии предстают одержимыми безумцами, занимающимися внутрисемейными «разборками», не смущаясь ничьим присутствием.

О Томе Стоппарде и его пьесе.

«Я не считаю, что «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» — это театр абсурда. В ней есть логика, рассказ идет последовательно, по прямой линии. Это скорее философская комедия».

Т. Стоппард

Британец чешского происхождения Том Стоппард – крупнейший современный драматург; а после смерти Гарольда Пинтера в конце 2008 года, Стоппард может по праву считаться «драматургом N 1» как в Соединенном королевстве, так и во всем мире.

Пьеса «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» написана им в 1966 г. В том же году она с огромным успехом прошла на Эдинбургском фестивале, а после того, как ее сыграли в Лондонском Национальном театре, драматургия Стоппарда, как это принято говорить, «начала триумфальное шествие по подмосткам всего мира».

Широкой публике Стоппард известен как автор сценариев фильмов «Бразилия» и «Влюбленный Шекспир» («Оскар» и «Золотой глобус» 1999 за лучший сценарий). Снятый им самим по собственной пьесе фильм «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» в 1990 году получил «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля. Заглавных героев в фильме сыграли Тим Рот и Гэри Олдмен, а предводителя бродячей труппы – Ричард Дрейфус.

В Москве «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» ставилась всего один раз (в 1990 г. в театре им. В. Маяковского, реж. Евгений Арье).

В конце 60-х пьесу Стоппарда перевел на русский Иосиф Бродский, ничего не знавший об авторе, но пораженный свободой, с которой тот обращался с героями самого Шекспира (кстати, есть версия, что свою единственную пьесу «Мрамор» Бродский написал именно в подражание Стоппарду). С тех пор появилось много подобных пьес – «Фортинбрас спился» Я. Гловацкого, «Гамлет в остром соусе» А. Николаи, «Гамлет-машина» Х. Мюллера и даже «Гамлет. Версия» Б. Акунина, но стоппардовская остается в этом ряду первой. Во всех отношениях.



Вот несколько фотографий с репетиции спектакля:


А теперь - немного о создателях спектакля:

Когда режиссер будущего спектакля Павел Сафонов поразил нас желанием поставить в «Другом театре» трагикомедию Стоппарда, мы проявили изрядный скепсис и попросили его, для начала, назвать ориентировочный состав. Он назвал: Стычкин, Белый, Сиятвинда. «Ну, – развели мы руками, – если ты хоть кого-нибудь из них уговоришь…».
Дня через три случилось чудо - не отказался ни один, - и пришлось разрешить Сафонову начать репетиции. Так что сейчас – понемногу о каждом. А начнем мы с артиста, максимально близкого как «Квартету И», так и «Другому театру». Понятно, что речь – о Евгении Стычкине.

1. Часть первая. "СТЫЧКИН".

Стычкин – яркий пример классного универсального артиста, бесконечно странствующего по театрам в поисках «своей» площадки и «своего» режиссера. Список коллективов, в которых он успел поработать, впечатляет – театр клоунады Т. Дуровой, театр Луны, Школа Современной пьесы, театр им. Вахтангова, театр им. Моссовета, Театральная компания С. Виноградова, Другой театр, «Театр-студия 21» В. Мирзоева… А один раз он даже заменил Л. Бараца в роли руководителя службы новостей радиостанции в спектакле «Квартета И» «День Радио», – когда тот готовился к операции на ахилловом сухожилии.

Практически во всех перечисленных театрах Стычкин играл роли, о которых артист может только мечтать – Шут в «Короле Лире», Сганарель в мольеровском «Дон Жуане», Ганин в набоковской «Машеньке», Ломов в «А чой-то ты во фраке?» и, наконец, Чарли Чаплин в спектакле, поставленном специально для него. И все равно, ему чего-то не хватало.

Года полтора назад Женя рассказал, что, заняв призовое место в «Цирке со звездами» и снявшись в какой-то рекламе, где ему заплатили очень приличные деньги, он может (и хочет) отказаться от бесконечных предложений из кино и сериалов, и сосредоточиться на работе в театре. «Только это должна быть какая-то особенная работа… не проходная… Хочу, чтобы режиссер… не знаю… вывернул меня наизнанку… мне нужно что-то новое».

Вскоре стало известно, что Женя выпускает у Мирзоева «Шинель» и мы порадовались, что его мечта, вероятно, осуществилась. Но и этого ему оказалось мало, и предложение Сафонова сыграть одну из заглавных ролей в «Розенкранце и Гильденстерне…» было встречено им с радостью. Вот и судите, удалось ли Стычкину в этой работе «вывернуться наизнанку».

2. Часть вторая. "БЕЛЫЙ".

Анатолий Белый – звезда Центра Драматургии и Режиссуры п/р Алексея Казанцева времен его расцвета; великолепный Штольц из спектакля "Облом OFF" (автор инсценировки и режиссер М. Угаров, руководитель постановки О. Субботина); поэт Андрей Белый из "Пленных духов" братьев Пресняковых - ироничной версии истории взаимоотношений Александра Блока, Любови Менделеевой и Андрея Белого (режиссер В. Агеев); Цуриков из «Трансфера» М. Курочкина (режиссер М. Угаров).
К тому же времени относится роль Виктора в «Откровенных полароидных снимках» М. Равенхилла в театре им. Пушкина (режиссер К. Серебренников).
Новый виток карьеры Белого – приглашение в труппу МХТ, где он сыграл Шервинского («Белая гвардия»), Лира («Король Лир»), Катуриана («Человек-подушка»).

До сих пор остается загадкой, почему в высшей степени востребованный артист "главного театра страны" согласился играть в спектакле "Другого театра". Неудовлетворенность? Желание попробовать себя в чем-то новом? Нежелание стоять на месте? Хотя... вот слова самого Анатолия, которые он произнес в интервью радио "Культура":

«Случай довольно-таки редкий, можно сказать, исключительный: я репетирую не в стенах родного театра. Но, просто, уж такое предложение… Совершенно замечательный материал – шедевр Стоппарда, – прекрасная команда. Что еще надо? Пытаемся делать живой театр, а это самое главное. Живой, современный, с современными интонациями, с современным звучанием…»

Может быть, все так и есть?

3. Часть третья. "СИЯТВИНДА".

Чтобы не вдаваться во все детали богатой творческой биографии Гриши Сиятвинды, включающей, с одной стороны, исполнение роли Макбетта, а с другой - съемки в рекламе (кажется, "Нескафе") и участие в шоу "Ледниковый период", вспомним только одну вещь.

На рубеже 20 и 21 веков, всего через 6 лет после окончания театрального училища Сиятвинда с такой уверенностью заявил свои права на место ведущего артиста театра Сатирикон (сыграв в спектакле "Квартет" по комедиям Мольера 14 (!) ролей), что, казалось, Константин Райкин вот-вот окончательно уйдёт в режиссуру, освобождая место ярчайшему молодому таланту, который его с успехом заменит. Так продолжалось года, наверное, полтора, имя Сиятвинды гремело все громче... а потом, похоже, Константин Аркадьевич раздумал бросать актерскую профессию ради Гриши и принялся играть одну ведущую роль за другой сам. Ну, а Сиятвинда начал вовсю сниматься в кино и поигрывать как в антрепризах, так и в различных "артхаусных" театральных проектах.

Что для него участие в нашем спектакле в роли Актера (или, как написано у Стоппарда, "1-го актера")? Очередная антреприза? Или очередной "артхаус"? Или он готов подписаться под словами Белого про то, что "пытаемся делать живой театр"?

4. Часть четвертая. "САФОНОВ".

Ну, и, наконец, инициатор всей этой затеи. Режиссер Павел Сафонов.

Буквально до недавнего времени Павел ходил в «молодых артистах» театра Вахтангова, играя, как и положено молодому артисту, стражника в «Али-Бабе и сорока разбойниках», мещанина в «За двумя зайцами» и 1-го гостя в «Пиковой даме». Самое большее, чего он дождался с 1994 года от родного театра – Земляника в «Ревизоре» и Монфлери в «Сирано де Бержераке». И, видимо, поняв, что на этих ролях можно и состариться (а подобных примеров в любом академическом театре навалом), он вдруг принялся ставить спектакли – сначала на сцене Вахтанговского театра («Чайка» А.Чехова, «Калигула» А.Камю), а потом и во всех остальных («Ивонна, принцесса Бургундская» В.Гомбровича в Центре им. Мейерхольда, «Сны Родиона Романовича» по Ф. Достоевскому в Театральном товариществе 814 Олега Меньшикова, «Пигмалион» Б. Шоу в антрепризе). Так что теперь Сафонов известен в театральной Москве скорее как режиссер, чем как актер.

Наверное, говорить, что работа над «Розенкранцем и Гильденстерном» в Другом театре – пик режиссерской карьеры П. Сафонова слегка преждевременно, но все же стоит отметить, что на выбор Павлом пьесы и исполнителей никто не влиял, равно как и на ход репетиций, а шли они, по отзывам участников, интересно и плодотворно, а когда же еще и «выстреливать», как не в таких условиях?

Учитывая же, что с 1990 года трагикомедия Стоппарда в Москве ни разу не ставилась, наш спектакль практически обречен на попадание в театральные анналы. Будем надеяться, что не в номинации «еще несколько дебилов, так ничего и не понявших в творчестве живого классика…».

Продолжительность спектакля – 3 часа (с антрактом).

Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0